Вернуться

Рецензия на фильм «Человек с ружьем».

Рецензия на фильм «Человек с ружьем».
Опубл.: 2.10.2017

Об эстетике и реализме образов, форм использованных в фильме отдельный особый вопрос, но в данном случае сделаем акцент на том, чего не хватает нынешним фильмам, фильм «Человек с ружьем» был снят в 1937-38 году, сегодня же часто можно увидеть такие отзывы на тематических сайтах под информацией о сегодняшних фильмах — «зря потраченное время», если переводить с интернет сленга используемого пользователями, то словесных трансформаций «зря потраченное время» еще больше. В нынешних фильмах не хватает смысла, сущности, от чего их просмотр превращается в бессмысленное времяпрепровождение, возможно увлекаемое эффектной компьютерной графикой и другими спец-эффектами (что в свою очередь зависит от бюджета фильма), закидывая зрителей как песком в глаза, но убогое, развращенное капиталистическое сознание может порой производить на свет соответствующие смыслы, которые толкают, возможно окольным путем или прямо, к разложению и деградации, апатии и безучастности к жизненно-важным вопросам, отчуждению. Развитие же сюжета фильма «Человек с ружьем», рассказывающий о революционных событиях, наоборот есть преодоление отчуждения, капиталистического отчуждения.

В ткани сюжета вплетено ряд важных отношений, одно из них отношение вождя пролетариата и человека из народа. Герой фильма Иван Шадрин — солдат, окопник, чьи социальные взгляды и экономические интересы раскрываются в ходе развития сюжета, в письме которое было поручено коллективом солдат Ивану Шадрину передать В. И. Ленину, в частности говориться «насчет земли», заканчиваясь следующими словами «мы желаем вам здоровья и долго работать на пользу простых солдат и всего русского рабочего крестьянства»; в ходе разговора Шадрина и Ленина выясняется, что в деревни где жил солдат осталась лошадь и небольшой клочок земли, коровы нет, и т.д. Эти и другие детали наводят на мысль, что солдат Иван Шадрин из крестьянской среды, но крестьяне как класс неоднородное социальное образование, с сильными мелкобуржуазными иллюзиями, так как у них на руках имеются в собственности средства производства, однако в ходе развития капиталистических отношений происходит дифференциация крестьянства, беднейшее крестьянство, а это подавляющее большинство превращаются в пролетариев, зажиточная часть крестьян, внедряя капиталистические отношения, становится буржуазией. Пролетариат же лишен средств производства, и в этом смысле лишен иллюзий, как крестьянство, которое за кратковременными уступками может не рассмотреть утверждения угнетателя, крупного капиталиста, пролетариат только в борьбе с капиталом может отстоять свои права и интересы, закаляясь в бою, заинтересован в коренной ломке капиталистических отношений, в полном освобождении угнетенных и эксплуатируемых, являясь противоположностью капиталистов и это его делает самым передовым общественным классом способным в полной мере отразить интересы угнетенных и эксплуатируемых, т. е. народа.

Вот что рассказал Иван Шадрин о своей встречи с В. И. Лениным в разговоре с отрядом солдат: «Встретил я его, вот как тебя встретил, но разве это ты или я. Ведь это кто, подумать то если. Остановился он, остановился и на винтовку на мою поглядел и взгляд у него такой внимательный и веселый, а я правду сказать оробел. Я стою себе глазами хлопаю, как ворона, а ведь он сразу добился, почему ты за винтовку держишься, кто ты, чей ты, к чему у тебя душа лежит, а ты говорит товарищ Шадрин власть помещиков и капиталистов обратно желаешь? Я говорю нет Владимир Ильич, я не желаю. А ты говорит товарищ Шадрин подумал, что теперь каждый солдат за судьбу всей России отвечать должен. И что ж вы думаете, ведь он не только всю мою жизнь узнал, ну я вам сказать не умею что он сделал мне, товарищи верите я забыл что я, где я, с кем я, ну вот готов ему всю душу выложить, вот до того свой, до того понимающий человек с тобой говорит, ведь, мы же все знаем что Ленин народный вождь, но я не ожидал никогда чтобы так понимал он самого последнего солдата как я. Вот и всё. »

С другой стороны, может показаться, что их разделяет многомиллионное различие, вождь многомиллионных масс людей и один человек из этих масс, но это может быть в действительности только в том случае, если интересы вождя и народа противоположны, но не в нашем случае когда интересы едины. Необходимость вождя, руководителя может быть вызвана разными причинами объективного и субъективного характера, для каждой ситуации могут найтись свои причины, проявление одной из них может являться мелкобуржуазная нерешительность которая вызвана отсталостью замкнутого образа жизни крестьянина и как любое другое дело, творчество, может быть выполнено дилетантски, профессионально или гениально как В. И. Лениным. Деятельность вождя или руководителя может быть подразделена по сферам охвата интересов, например: стратегическая или тактическая, политическая или экономическая, широкий спектр общественной деятельности в которой существует руководящие функции и партия большевиков была готова преодолеть любые трудности руководства, так как партия большевиков — это партия руководителей, как и революционный пролетариат в целом — передовая руководящая сила революции, в освобождении всех угнетенных и эксплуатируемых. Руководящая роль большевистской партии, возглавляемой В. И. Лениным, была осуществлена, и были решены стоявшие перед партией революционные задачи, на основе сознательности революционных масс, веры в творчество народных масс, только так могли быть реализованы коренные интересы народа.

В конечном итоге Иван Шадрин становиться руководителем революционного вооруженного отряда, который призван отстаивать народные интересы, дело революции. Тем самым Иван Шадрин с каждым шагом в ходе развития сюжета убеждается на практике, что, как говорит в начале фильма Николай Чибисов, «право нам никто не давал, мы его сами завоевали».


Автор: Максим С.

Временно комментирование закрыто: идут технические работы...