Вернуться

И снова грядет приватизация.

Опубл.: 28.04.2019

В статье «Роснефть и терроризм» (см. https://vk.com/@sovdem-rosneft-i-terrorizm) уже было написано о механизме приватизации и др., тогда это был уже состоявшийся факт, теперь же речь пойдет о грядущей приватизации «Трансконтейнера».

Такой жирный кусок госсобственности не может не отойти монополистам и отразиться на экономике в целом, если государственная собственность совокупного олигарха является «неконкурентоспособной», так как принадлежит олигархии в целом, то отдельные олигархи ведут между собой неустанную монополистическую конкурентную борьбу, которая оборачивается для потребителя соответствующими последствиями. Однако эти последствия не таковы как при свободной конкуренции, все же это монополистическая конкуренция. Монополистическая конкуренция отличается тем, что ресурсы для конкурентной борьбы монополия черпает из своего монопольного положения на рынке и развитие производительных сил стоит в обратном отношении к этому положению. Конкуренция монополий призвана укрепить данное положение на рынке, чем более централизуется капитал в руках олигарха, соответственно идет монополизация на рынке, тем больше у него шансов побить конкурентов. Приватизация способствует централизации капитала в частных руках.

Но это не значит что государственные корпорации не являются монополистическими объединениями, речь идет о распределении, если речь заходит о создании условий и прокладывание путей на внешних рынках для частного крупного капитала, то тут государственные компании вполне конкурентоспособны или перераспределение государственных доходов в интересах олигархии, например в связи с санкциями и т. п. Например, для народа пенсионная «реформа» которая отбирает пять лет выплаты пенсий, тогда как для крупного капитала расширяются льготы и субсидии, или вовсе выводят от налоговой нагрузки олигархов и т. д. Иногда такие меры господдержки бизнесу мало заметны для непосвященного, однако они накапливаются и ширятся, и не всегда можно разглядеть за деревьями лес. В газете «Коммерсант» от 25 января 2019 сообщают:

«… на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака опять изменились параметры реформы господдержки промышленного экспорта. Ранее правительство уже отказалось от прямой бюджетной субсидии экспортерам, предложив направить все средства — 338 млрд руб. до 2024 года — на льготные займы через Фонд развития промышленности (ФРП). Но теперь эти деньги собираются выдать банкам для субсидирования ставок по льготным кредитам».

На брифинге 28 февраля 2019 г. заместитель председателя правительства Козак рассказывал о субсидиях для капиталистов:

«Вопрос: Я так понимаю, что в данном случае речь идёт о субсидировании льготной ставки по кредитам по ряду направлений (это НИОКР и развитие предприятий, их модернизация либо создание новых). А что будет с теми субсидиями, которые раньше получали промышленные предприятия? Они касались норм «Евро-4», «Евро-5», компенсации части затрат на поддержку рабочих мест, компенсации затрат на электроэнергетику. Они не были связаны с кредитами, это был просто ежегодный блок субсидий. Они сохранятся или нет и в каком объёме?

Д.Козак: Эти субсидии сохраняются. Это отдельные меры поддержки, они не связаны с повышением конкурентоспособности. Они сохраняются в том объёме, который предусмотрен законом о бюджете. Здесь будут субсидироваться процентные ставки по кредитам, предоставленным коммерческими банками на реализацию корпоративных программ повышения конкурентоспособности. ...»

Из стенограммы заседания правительства от 14 марта 2019:

«Дальнейшему обновлению парка сельхозтехники будет способствовать в том числе субсидия её производителям. В текущем году благодаря поддержке Президента и Правительства на эти цели предусмотрено 8 млрд рублей. В сочетании с другими мерами государственной поддержки это позволит аграриям приобрести новых отечественных машин и оборудования больше, чем в прошлом году.»

И так же государственные компании выступают монополистическими конкурентами, но находясь в руках кучки крупных капиталистов, становятся в том числе инструментом перераспределения структуры собственности российского капитала.

Капиталу характерно, по объективным причинам, следовать путем расширенного воспроизводства, которое обуславливает постоянные кризисы перепроизводства, однако при империализме расширенное воспроизводство и монополизм, порождают «расширенное воспроизводство» без производства, за счет установления монополистических цен, что не отменяет кризисы перепроизводства, а только их усугубляет, производительные силы сталкиваются с соответствующим сужением платежеспособного спроса.

Таким образом, приватизация крупного объекта ведет к удорожанию товаров входящих в сферу деятельности монополии и др. (обнищанию рабочих масс, росту безработицы), даже если будут введены какие либо значительные технические нововведения, проведена модернизация, как часто говорят про «эффективных» частных собственников, это обернется в свою противоположность — монополистическое загнивание, так как именно потому что экономический объект находится в частной собственности, неизбежен монополизм, монополизм всегда является исключительным положением одного по отношению к другим, к конкурентам по бизнесу и/или народу.

Приватизация это не только буржуазная пропаганда, но и из буржуазной пропаганды можно критически вычленить нарастание противоречий капитализма:

«Сегодня в Государственной Думе прошли парламентские слушания "Итоги и перспективы приватизации в России". На слушаниях было подчеркнуто, что приватизация - это инструмент реализации стратегических целей экономического и социального развития страны, а выручка от приватизации государственных холдингов, таких как ОАО "РЖД", должна направляться на финансирование инвестиционных проектов.» (см. https://vk.com/rzd_official?w=wall-38981315_864 )

А «инвестиционные проекты» — это вложения в инфраструктуру и др. обслуживающие интересы капиталистов, например под вывеской «национального развития» ВЭБ.РФ делает такие вложения, однако это не предел, возьмем самую общую бухгалтерию, в 2017 году ВЭБ поставил рекорд убыточности, которая увеличилась в 2,6 раза по сравнению с 2016 г. до 287,7 млрд руб.. (см. https://www.rbc.ru/finances/27/04/2018/5ae331de9a79477dd5d5f266 ) Выдаются гарантии и льготные кредиты крупному капиталу, делаются капиталовложения в акционерный капитал с участием частных собственников, что дает преимущество частному монополистическому капиталу в конкурентной борьбе, а соответственно преимущества в доступе к государственным финансам, привилегиям, к льготным условиям ведения бизнеса. Государственные вложения могут делаться в начале каких-либо начинаний частного капитала, когда требуются значительные финансовые вложения, государственный протекционизм лишь для того чтобы пробить пути через монополистическую конкуренцию, когда дело сделано часть акций принадлежащих государству могут быть приватизированы.

«Трансконтейнер» уже готовый, отлаженный бизнес, его власть имущие решили приватизировать, таким образом «пробивной» частный капитал фактически избавляется от рисков первоначального вложения капитала, а так называемое дальнейшее «развитие» инфраструктуры, возлагается на государственные органы, газета «Коммерсант» сообщает:

«Монополия вложит средства от продажи «Трансконтейнера» в инфраструктуру»… «Андрей Старков (заместитель гендиректора ОАО РЖД) сообщил, что компания не исключает создание аналога «Трансконтейнера» «как опцию», но для ОАО РЖД «сейчас гораздо важнее создание опорной магистральной инфраструктуры, которая будет обеспечивать возможность развития контейнерного бизнеса»…

там же, вот что полагает господин Бурмистров (Член Экспертно-консультативной группы Счетной Палаты РФ по проблемам национальной экономики (направление по контролю расходов федерального бюджета на промышленность, энергетику, строительство, дорожное хозяйство и транспорт). Член экспертного совета по развитию конкуренции в сфере розничной торговли при ФАС. Член правления Ассоциации производителей и поставщиков продуктов питания «Руспродсоюз». Спикер и модератор отраслевых конференций в сфере транспорта, ритейла, строительства и т. д.)[1]:

«Транзит растет, и даже если «Трансконтейнер» будет продан в частные руки, то это приведет только к усилению конкуренции со стороны «Трансконтейнера» с крупнейшими операторами транзита, ОТЛК ЕРА и «РЖД Логистика», которым в свою очередь потребуется формировать собственный и арендованный парк или диверсифицировать список партнеров. Таким образом, парк фитинговых платформ и контейнеров продолжит естественным образом пополняться и обновляться, а государству и ОАО РЖД нецелесообразно вмешиваться в этот процесс, если принято решение продавать пакет акций «Трансконтейнера»...»[2]

Соответственно, средства от приватизации идут на развитие монополистического положения на рынке частного капитала.

Ссылки:

1.https://www.dk.ru/wiki/burmistrov-mikhail

2.https://www.kommersant.ru/doc/3873288


Автор: М.Славин

Временно комментирование закрыто: идут технические работы...