Вернуться

Поправки в Конституцию, что измениться?

Опубл.: 12.02.2020

Насколько уже известно[1], поправки будут приняты Госдумой, и от того будет ли народ против или за при голосовании, не будет зависеть юридически на вступление их в законодательную силу, они вступят в силу после подписания президентом. Но одно дело принять юридически, другое примут ли люди для себя эти изменения фактически. Прежде всего для того чтобы принять решение необходимо разобраться что предлагается изменить в Конституции РФ, вот с этого и начнем.

Уже наверное по «традиции» начну с Зюганова и его обращения по поводу поправок в Конституцию. Зюганов говорит что эти поправки связанные с социальной сферой «недостаточны»[2], и он предлагает ряд мер которые заполнят этот пробел. Но он не говорит о другом, о том существуют ли они в действительности российского капитализма, в Конституции уже записана гарантия для реализации как «недостаточных», так и достаточных мер, если говорить безотносительно ко всем положениям Конституции РФ, это положение что «Российская Федерация - социальное государство,» в ст. 7, теперь после более чем 25 лет существования Конституции РФ и буржуазного режима Ельцина — Путина, Путин приходит к выводу что вместо того чтобы за более чем 25 лет буржуазного правления не отбирать и реализовывать на практике социальные гарантии населению, необходимо несколько записать в Конституцию. Например, в статье «РБК» приводиться следующий пункт поправок в Конституцию, который гласит «Закрепить регулярную индексацию пенсий и то, что минимальный размер оплаты труда не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения.»[3] это самая элементарная социальная гарантия, которая например может не выполняться до тех пор пока прожиточный минимум ниже необходимых жизненных средств пролетариата, а само назначение прожиточного минимума происходит без действительных представителей пролетариата. При том что само положение уже существует в ст. 133 Трудового кодекса[4], однако на протяжении большего времени существования буржуазного режима МРОТ был ниже прожиточного минимума[5]. Из какой ситуации исходили и чем руководствовались буржуазные правители, при назначении минимальной заработной платы ниже прожиточного минимума, при том что они оказались в ходе контрреволюции на развалинах научно-технически мощной и развитой страны. Тогда как большевики накануне революции застали отсталую и массово необразованную элементарным навыкам письма и чтения, однако как победила Великая Октябрьская социалистическая революция, был введен Кодекс законов о труде в котором было закреплено что заработная плата не должна быть ниже прожиточного минимума. И на протяжении рабочей власти это положение выполнялось фактически, при этом юридически не было записано в Конституцию CCCР, насколько мне известно. С другой стороны, в конституцию должны попадать основные положения политического, правового и социального устройства, а такое положение как выше изложенное, является элементарным условием без которого невозможно осуществление конституционных основ. И уж точно буржуазная клика Ельцина — Путина не руководствовалась словами В. И. Ленина, в годы гражданской войны и военной интервенции 1918 — 20, годы грабежа и насилия белой армии, армии капиталистов и помещиков, и интервентов, когда в таких сложных условиях В. И. Ленин сказал о первостепенной задаче социалистической революции, следующее: «В стране, которая разорена, первая задача - спасти трудящегося. Первая производительная сила всего человечества есть рабочий, трудящийся. Если он выживет, мы все спасем и восстановим.»[6].

Если о ком и подумал господин Путин так это о капиталистах, если чем и руководствовался так это наследием царизма и белого движения, которому он строит памятники и носит цветы.

Следующая поправка, «Дать Думе право не только согласовывать, но и утверждать премьера, его замов, министров. Президент не сможет отклонить их кандидатуры, но сохранит право уволить»[3].

Давайте посмотрим что измениться в основном законе[7], в статье 111 ч. 3 Конституции РФ, говориться:

«3. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре»

Далее ч. 4 ст. 111:

«4. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.».

После поправок Госдума будет утверждать «представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации», при этом если Госдума три раза отклонит «представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации», то будет запускаться механизм роспуска Госдумы.

Итак, посмотрим как было и как будет по акту поправок внесенным господином Путиным в Государственную Думу. Было в статье 111 ч. 1 и 2 Конституции РФ:

«1. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.

2. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.»

Станет:

«1. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации после утверждения его кандидатуры Государственной Думой.

2. Представление по кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится в Государственную Думу Президентом Российской Федерации не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой или освобождения Президентом Российской Федерации от должности либо отставки Председателя Правительства Российской Федерации.»

И конечно же, об утверждении «его замов, министров». Вот как эти изменения освещают буржуазные СМИ, на примере «Ведомостей», которые пишут в статье под названием «Как поправки в Конституцию изменят систему управления страной»[8] в разделе о том «что теряет» президент:

«Сейчас все члены правительства назначаются указами президента. Формально – по представлению премьер-министра. Однако глава государства имеет полное право не назначить представленного премьером кандидата. И у премьера нет возможности заставить президента утвердить ту или иную кандидатуру. Поскольку формальных требований к процедуре представления кандидатов не существует, а президент и премьер обсуждают кандидатуры неформально и кулуарно, президент может назначить министром кого-либо по своему усмотрению: оспорить это решение премьер не может.

Теперь же президент (по крайней мере, формально) вообще исключается из процесса отбора и утверждения вице-премьеров и министров: премьер сам вносит их кандидатуры в Госдуму, без каких-либо консультаций с президентом. И если депутаты выбор премьера одобрили, президент обязан своим указом назначить кандидатов на соответствующие должности. Этот новый порядок не касается только руководителей силовых ведомств.»

Издание пишет что после поправок «премьер сам вносит их кандидатуры в Госдуму», но при этом до поправок «поскольку формальных требований к процедуре представления кандидатов не существует», формальная процедура в данном случае заключается как до поправок так и после в том что «премьер сам вносит их кандидатуры», только до поправок: президенту, после: в Госдуму.

Далее, издание говорит о «неформальности и кулуарности», ну во-первых Путин выбирает и назначает премьера не для того чтобы премьер «оспаривал решения» президента, в крайнем случае у него остается возможность как до поправок, так и после уволить премьера.

Наверное за последнее время один из самых наглядных примеров того как голосует Госдума и одобряет президент — это пенсионная «реформа», голосуя во имя капитализма, товарного фетиша и власти олигархии. То и ждать правительства выходящего за рамки ожиданий финансовых магнатов при таком раскладе сил как и до поправок, нет смысла.

Следующая поправка, «Закрепить роль и статус Госсовета.»[3].

Существуют разные отростки буржуазной государственной власти которые призваны оправдывать деятельность тех или иных государственных органов: Президента, Госдумы и т.п., в глазах общественности (пролетариата), например в связи с пенсионной «реформой». Одним из таких отростков является Госсовет, в функции которого в том числе входит «рассмотрение по предложению Президента Российской Федерации проектов федеральных законов и указов Президента Российской Федерации, имеющих общегосударственное значение;»… «обсуждение по предложению Президента Российской Федерации иных вопросов, имеющих важное государственное значение.»[9] и др. Госсовет был создан указом президента, и предполагает:

«Государственный совет Российской Федерации (далее именуется - Государственный совет) является совещательным органом, содействующим реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.»[9].

Но что оправдает собственно само существование Государственного совета в глазах общественности (пролетариата)? Таковым оправданием может быть какая-либо близость к общественности, общественным интересам. Но, в отличии, от Общественной палаты, которая должна состоять отчасти из представителей организаций которые в названии или в уставе имеют слово «общественная», и которые в действительности, как правило близки к правящему режиму, Государственный совет не имеет даже такой процедуры формирования которая могла бы как и у Общественной палаты послужить «оправданием» его существования в глазах общественности, хоть это «оправдание» и носит формальный характер. Таким образом, при голосовании, на котором настаивает президент, в виде поправки в Конституцию РФ, Государственный совет может получить в той или иной степени признание, оправдание своего существования и своей деятельности, по крайней мере юридического в основном законе страны — Конституции РФ.

Продолжение следует…

Ссылки:

[1.] https://tass.ru/politika/7598305

[2.] https://kprf.ru/party-live/cknews/191291.html

[3.] https://www.rbc.ru/politics/20/01/2020/5e24c4519a794734422360e0

[4.] http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?rnd=3D0E55BE1E87BB2FD345A89006D27F3E&base=LAW&n=340339&dst=4294967295&cacheid=D5FE86AFA3A370F58AEBFA0473788D45&mode=rubr&req=doc#014918250359686724

[5.]

5.1. https://base.garant.ru/3921257/

5.2. https://base.garant.ru/10180093/

[6.] В.И. Ленин. Полное собрание сочинений. Т. 38. стр. 359.

[7.] Более полное сравнение см. здесь:

7.1. Конституция РФ: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=2875&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.15494382532661244#08344948382048527

7.2. Проект поправок: https://sozd.duma.gov.ru/bill/885214-7

[8.] https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2020/01/23/821286-kak-popravki

[9.] http://www.kremlin.ru/acts/bank/16037


Автор: Максим Славин

Временно комментирование закрыто: идут технические работы...