Вернуться

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР

Опубл.: 30.04.2020

– высший орган государственной власти Союза Советских Социалистических Республик, представительный орган советского народа, избираемый гражданами СССР сроком на 4 года на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Верховный Совет СССР – подлинный представитель всего советского народа, обладающий всей полнотой государственной власти в социалистическом государстве. В выборах депутатов в Верховный Совет СССР имеют право участвовать все граждане СССР, достигшие 18 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности, за исключением умалишённых и лиц, осуждённых судом с лишением избирательных прав. Депутатом Верховного Совета СССР может быть избран каждый гражданин Советского Союза, достигший 23 лет.

Верховный Совет СССР осуществляет все права, присвоенные СССР согласно ст. 14 Конституции, поскольку они не входят, в силу Конституции, в компетенцию подотчётных Верховному Совету СССР органов СССР: Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и министерств СССР. Верховный Совет СССР разрешает важнейшие вопросы государственной жизни СССР, в частности вопросы войны и мира, утверждает единый государственный бюджет и народнохозяйственные планы, разрешает вопросы о принятии в состав Союза новых республик, утверждает, с согласия союзных республик, изменения границ между ними, образование новых краёв, областей, а также новых автономных республик и т. д.

Законодательная власть СССР осуществляется исключительно Верховным Советом СССР. Этим обеспечивается подлинное его верховенство и стабильность советского законодательства. Издание законов только представительным органом советского народа свидетельствует о подлинном демократизме Советского государства, о том, что закон в СССР является действительным выражением воли народа.

Верховный Совет СССР располагает неограниченным правом контроля над деятельностью органов гос. власти и управления. Это находит своё выражение, во-первых, в том, что депутаты Верховного Совета СССР пользуются правом запроса как в отношении Правительства в целом, так и в отношении отдельных членов Правительства. Правительство СССР или Министр СССР, к которым обращен запрос депутата Верховного Совета СССР, обязаны не более чем в трёхдневный срок дать устный или письменный ответ в соответствующей палате. Во-вторых, Верховный Совет СССР может, когда сочтёт необходимым, по любому вопросу назначать следственные и ревизионные комиссии. Все учреждения и должностные лица обязаны выполнять требования этих комиссий и предоставлять им необходимые материалы и документы.

Верховный Совет СССР состоит из 2 палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Двухпалатная структура Верховного Совета СССР обусловлена многонациональным составом населения Советского Союза. Народы Советского Союза наряду с общими интересами имеют ещё свои особые, специфические интересы, связанные с их национальными особенностями. Совет Союза представляет общие интересы всех трудящихся СССР. Совет Национальностей представляет особые, специфические интересы объединившихся в СССР национальностей. В соответствии с этим Совет Союза избирается гражданами СССР по избирательным округам по норме: 1 депутат на 300 тыс. населения; Совет Национальностей избирается гражданами СССР по союзным и автономным республикам, автономным областям и национальным округам по норме: по 25 депутатов от каждой союзной советской социалистической республики, по 11 депутатов от каждой автономной советской социалистической республики, по 5 депутатов от каждой автономной области и по 1 депутату от каждого национального округа. Вследствие такой системы в Совете Национальностей представлены все национальности многонационального советского социалистического государства – в том числе и такие, которые насчитывают всего по нескольку тысяч человек. Верховный Совет СССР является, следовательно, представительным органом как всего советского народа в целом, так и всех его национальностей.

Обе палаты Верховного Совета СССР равноправны. Их равноправие обеспечивается Конституцией СССР. Им в одинаковой мере принадлежит законодательная инициатива. Закон считается утверждённым, если он принят обеими палатами Верховного Совета СССР простым большинством голосов. В случае разногласия между палатами вопрос передаётся на разрешение согласительной комиссии, образуемой палатами на паритетных началах. Если согласительная комиссия не приходит к согласному решению или если её решение не удовлетворяет какую-либо из палат, вопрос рассматривается ими вторично. Если и в этом случае палаты не приходят к согласному решению, то Президиум Верховного Совета СССР распускает Верховный Совет СССР и назначает новые выборы. Сроки полномочий обеих палат одинаковы. Сессии палат начинаются и заканчиваются одновременно. Во время сессий обе палаты имеют общий, единый порядок дня. Каждая палата избирает Председателя и 4 его заместителей. Председатели палат руководят их заседаниями и ведают их внутренним распорядком. Совместными заседаниями палат руководят поочерёдно их председатели.

Регламент палат одинаков. Обе палаты имеют одинаковые постоянные комиссии: мандатную, законодательных предположений, бюджетную и по иностранным делам. Порядок образования обеих палат одинаково демократичен.

Верховный Совет СССР на совместном заседании обеих палат избирает Президиум Верховного Совета СССР, который подотчётен ему во всей своей деятельности, образует Правительство СССР – Совет Министров СССР, который ответственен перед Верховным Советом СССР и ему подотчётен. Верховный Совет СССР избирает Верховный Суд СССР и специальные суды и назначает Генерального Прокурора СССР.

По истечении полномочий или в случае досрочного роспуска Верховного Совета СССР новые выборы назначаются Президиумом Верховного Совета СССР в срок не более 2 месяцев со дня истечения полномочий или роспуска Верховного Совета СССР. Вновь избранный Верховный Совет СССР созывается Президиумом Верховного Совета СССР не позднее как через 3 месяца после выборов. Верховный Совет СССР осуществляет свою деятельность в сессионном порядке. Сессии Верховного Совета СССР созываются Президиумом Верховного Совета СССР: очередные – два раза в год, внеочередные – по усмотрению Президиума Верховного Совета СССР или по требованию одной из союзных республик. Первая сессия Верховного Совета СССР нового созыва открывается по палатам старейшими депутатами палат. Последующие сессии, если они начинаются раздельно по палатам, открываются председателями палат; если же сессия начинается совместным заседанием палат, то она открывается одним из председателей палат.

Порядок дня сессии устанавливается непосредственно самими палатами Верховного Совета СССР на первом заседании сессии; вопросы на рассмотрение Верховным Советом СССР вносятся: Президиумом Верховного Совета СССР, Правительством СССР, палатами Верховного Совета СССР, постоянными комиссиями палат и депутатами Верховного Совета СССР. На первом заседании сессии палаты устанавливают порядок обсуждения вопросов, принятых к рассмотрению Верховным Советом СССР на данной сессии. Как правило, доклады по вопросам порядка дня заслушиваются на совместных заседаниях палат. По решению палат вопросы могут обсуждаться как на раздельных, так и на совместных их заседаниях.

Докладчики по вопросам порядка дня сессии утверждаются председателями палат. Каждая группа депутатов Совета Союза и Совета Национальностей, насчитывающая не менее 50 человек, может выставить своего содокладчика. Заседания Верховного Совета СССР и его палат ведутся согласно установленным палатами на первой сессии регламентам. Прения по отдельным вопросам прекращаются по решению палат. Голосование производится поднятием рук или депутатских мандатов. Вопросы решаются простым большинством голосов. Для изменения Конституции СССР требуется квалифицированное большинство, а именно – не менее 2/3 голосов в каждой из палат. Сессии Верховного Совета СССР продолжаются до тех пор, пока не оказывается исчерпанным весь порядок дня.

Депутаты Верховного Совета СССР пользуются законодательной инициативой, правом запроса и депутатской неприкосновенностью; они обязаны выполнять волю пославших их избирателей, отчитываться перед ними и могут быть в любое время отозваны по решению большинства избирателей в установленном законом порядке. Депутатами Верховного Совета СССР советский народ избирает лучших представителей рабочего класса, крестьянства и интеллигенции нашей страны, выдвигаемых блоком коммунистов и беспартийных. В соответствии с коренными интересами советского народа Верховный Совет СССР всей своей деятельностью направляет развитие Советского государства по пути к коммунизму. Он опирается при этом на основной экономический закон социализма; обеспечение максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества путём непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники. Это находит яркое выражение в издаваемых Верховным Советом СССР законах о перспективных планах развития народного хозяйства СССР, о государственном бюджете СССР и др. Верховный Совет СССР проводит последовательную политику мира и сотрудничества между народами, ведёт неустанную борьбу против подготовки империалистами новой мировой войны. Примерами этого являются Заявление Верховного Совета СССР от 19 июня 1950 г. о поддержке предложений Постоянного комитета Всемирного конгресса сторонников мира о запрещении атомного оружия, установлении международного контроля над соблюдением этого запрещения и объявлении военным преступником правительства, которое первым применит атомное оружие, Закон о защите мира от 12 марта 1951 г. и др.

Верховный Совет СССР, являющийся носителем суверенной государственной воли советского народа, принципиально отличается от буржуазных парламентов, послушных органов в руках империалистической буржуазии. В то время как Верховный Совет СССР осуществляет всю полноту власти в государстве, буржуазные парламенты играют второстепенную роль в государственном механизме. В капиталистических странах «настоящую „государственную" работу делают за кулисами и выполняют департаменты, канцелярии, штабы. В парламентах только болтают со специальной целью надувать „простонародье" (Ленин В. И., Соч., т. 25, стр. 395). В отличие от Верховного Совета СССР, являющегося подлинно представительным органом народа, буржуазные парламенты не являются в действительности представительными органами вследствие ограничений избирательного права, террора, подкупов, вымогательства и других способов давления на избирателей во время избирательных кампаний, а также прямой фальсификации выборов.

Двухпалатная структура Верховного Совета СССР не имеет ничего общего с буржуазной двухпалатной системой. Палаты в буржуазных парламентах неравноправны. Верхняя палата пользуется большими правами по сравнению с нижней палатой. Верхняя палата образуется ещё менее демократическим путём, чем нижняя: при выборах в верхнюю палату применяются более высокие возрастные и иные цензы, в частности для пассивного избирательного права, что значительно суживает круг лиц, имеющих право быть избранными в верхнюю палату; в отдельных случаях применяются косвенные выборы, а иногда, как, напр., в палате лордов в Англии, подавляющее большинство членов палаты получает свои места в палате по наследству или назначается.

Опыт создания в СССР подлинно представительного органа народа, обладающего всей полнотой власти в государстве и возглавляющего всю систему государственных органов, используется странами народной демократии.

Юридический словарь. — М.: Госюриздат. Главный редактор С. Н. Братусь и др.. 1953.

https://soviet_legal.academic.ru/



Временно комментирование закрыто: идут технические работы...